Точка экологической тропы «Метеостанция»

                 Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»                                                       Старшая группа

Тема «Метеорологические приборы на метеостанции»

(точка экологической тропы «Метеостанция)

 


Задачи: формировать представление о профессии метеоролога, о приборах, с помощью которых составляют прогнозы погоды; развивать связную речь детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер, компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить…(Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

 Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?(ответы детей).Какие природные явления вы наблюдали сегодня подороге в детский сад? (ответы детей).Ребята,как узнать какая погода будет завтра?(ответыдетей).Что такое погода?Для чего нужно знать состояниепогоды на завтра? (ответы детей).Как взрослые узнают прогноз погоды?(Ответы детей).Они слушают прогноз погоды по радио,смотрят потелевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете. Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей,занимающихся изучением погоды,называютметеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности. Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами. (Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

 Проводится игра «Дождик и дети».(С помощью считалки выбирается ведущий – «дождик».«Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок, где стоят дети и «веранда»).

 Воспитатель:  Туча по небу ходила, туча детям говорила.

 Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на «веранду»).

 Дети,сегодня познакомимся с приборами,которые естьна нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Они нужны для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот прибор называется флюгер.

 Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя. Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И           последний прибор – это гигрометр. Его используют для определения влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чем заключается работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды? 



МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

ФЛЮГЕР в форме вращающегося на опорной оси«петуха»позволяет нагляднопоказывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

ВЕТРЯНОЙ РУКАВ -указатель направления и силы ветра,который обычноустанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

КОМПАС –прибор для определения сторон света;

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ —простейший прибор для отсчёта промежутков времени,состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком.

БАРОМЕТР -прибор для измерения атмосферного давления(высокое давление означаетхорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).

ДОЖДЕМЕР–прибор для измерения количества осадков.Детский дождемер выполнениз прозрачной пластиковой емкости. Маркером на стенке обозначаются деления. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер - служит для измерения количества осадков, мы узнаём, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий нас период.

ТЕРМОМЕТР-прибор для измерения температуры воздуха.Термометр позволяет припомощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ -прибор для определения времени.Циферблат находится наколесе строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой штырь (палка). Стрелка относительно циферблата находится перпендикулярно. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

ГИГРОМЕТР –прибор для определения влажности воздуха,им служит подвешеннаясосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

СУЛТАНЧИКИ, ВЕРТУШКИ,(приборы для определениянаправления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

СНЕГОМЕР метеорологический инструмент для измерения плотности и высотыснежного покрова. Снегомер состоит из палки, на которой есть шкала-деление в виде цифр для старших групп и цветные полоски для младших групп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий