Точка экологической тропы «Бор»

 

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям  

«Ребёнок и природа» и "Развитие речи и культура речевого общения"

Старшая группа

Тема «Хвойные деревья»

(точка экологической тропы «Бор»)


Задачи:

- формировать представление о хвойных деревьях; - закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; - учить детей различать деревья по внешним признакам; - образовывать прилагательные от существительных; - развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря; - воспитывать бережное отношение к природе, - развивать творчество, связную речь, мелкую моторику, - совершенствовать рельефную лепку методом размазывания; - формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты; - воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать положительное отношение к людям, которые ухаживают за деревьями, и приносит пользу лесу и деревьям. Учиться правильному поведению в лесу, прививать любовь к деревьям.

Словарь: хвоя, древесина, пейзаж.

Оборудование:

Картинки с изображением хвойных деревьев, еловые и кедровые веточки, еловые и сосновые шишки, пластилин, стеки, простые карандаши, листы белого матового картона, искусственная елочка, листочки с различных деревьев, заготовки листьев для раскрашивания, соль, вода, баночка, ложка.

Предварительная работа:

— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок;

— разработка и реализация проекта по экологии на тему «Деревья» совместно с родителями и детьми;

— сбор осенних листьев, хвоинок и шишек.

Ход занятия:

Организационный момент.

Звучит музыка. Дети собираются вокруг воспитателя.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревце все ниже, ниже.

(Дети присаживаются на скамейки)

Воспитатель при помощи загадки предлагает детям угадать, что у нее находится в конверте.

«Его зимой и летом,

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки,

Упали все рубашки». (Дерево)

Воспитатель показывает детям картинку с  хвойными деревьями, удивляется, что веточки не с листьями, а с иголками. Предлагает детям разделить картинки на две группы:  картинки с веточками с короткими иголками, а в другую картинки с длинными иголками.

Сегодня мы с вами поговорим о хвойных деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?(Дети называют названия деревьев). Как вы думаете, почему эти деревья называются хвойными? (Ответы детей).

Они очень похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать деревья, взгляните на эти картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? На какой - ветка кедра? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают). Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая, твердая и т.д.). Затем также рассматриваем и описываем «иголочку» сосны.

А пока мы поближе познакомимся с деревьями.

Группа хвойных деревьев имеет очень древнюю историю. Они появились на Земле более 300 миллионов лет назад. Современные хвойные представляют собой древесные растения, среди которых деревья и кустарники. Наиболее известные деревья - это сосны, ели, пихты, кедры, лиственницы, секвойи, кипарисы. В нашем крае распространены ели и сосны.

Деревья делятся на широколиственные и хвойные тип листьев. У вторых листья жесткие игловидные, чешуевидные или плоские в форме полосок. Часто цвет хвои темно-зеленый для максимального усвоения света слабых солнечных лучей в условиях холодного климата или густого леса.  Для большинства крупных хвойных пород характерен большой прямой ствол и коническая крона, когда нижние ветки длиннее и шире, чем верхние. Если лес густой и имеет место недостаток света, нижние ветви со временем отмирают, а нижняя часть ствола остается без сучьев.

Часто на хвойных деревьях растут различные шишки. Вы наверняка знаете их: это кедровые, еловые и сосновые шишки. Они переносятся с помощью ветра, семена падают и попадают в землю, а также разносятся птицами и животными. 

Большинство хвойных - вечнозеленые растения, на которых одни и те же листья сохраняются 2-40 лет. К исключениям относятся лиственница, которые сбрасывают листья осенью и зимуют без них. 

Растут хвойные деревья медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ), а это шишка сосны (показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:

(Хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(Руки вверх, встать на носочки)

На елках – птичьи голоса.

(Руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках – роса.

(Руки вниз, присели)

Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

А зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям? (Очищают воздух, с них собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу и т. д.)

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Деревья все разные, но они состоят из одинаковых частей. Что есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, листья) А чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (листьями) Давайте попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны. На что похожи наши руки? (на ветки). На что похожи наши пальчики? (на листочки). Подул ветер – ветки закачались, листочки зашевелились. Покажите ствол? (туловище) А где же корни? (под землей). Для чего деревьям нужны корни? (для питания). А можно ли сказать, что деревья живые? Да, потому что деревья растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые. Их нужно беречь. И если бы деревья и цветы умели разговаривать, они бы сказали нам так:

«Нам по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не ломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор пинать не станет,

И костер не разведет.

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

Давайте с вами поиграем в игру. Чтобы деревьям не было одиноко, мы будем добавлять к предложенному слову слово «много».

Дидактическое упражнение «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

Наше занятие закончено, а после сна мы попробуем сделать поделки из шишек, и порадуемся нашим поделкам и новым знаниям.


Комментариев нет:

Отправить комментарий