Точка экологической тропы «Водоем»

 

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

Старшая группа

Тема «Обитатели воды – рыбы»

 

(точка экологической тропы «Водоём»)

 


Задачи:

- формировать представления о    признаках различия и сходства между рыбками; учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

- развивать умения узнавать и называть виды рыб (сом, ерш, меченосец и др.)

- развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи;

          - воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, изображение Незнайки, рыб и морских животных, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.


Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.


У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

      О ком эти загадки? (о рыбах).

 Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

 - Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется ... (меченосец)

 - На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

 Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

- Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Рассказ – сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

- Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных (кит и дельфин).

- Чем отличаются морские животные от рыб (рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

- А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

- Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? - - Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

- Как вы догадались, где какая рыба?

- О ком мы сегодня говорили?

- Что нового мы узнали о рыбах?

Комментариев нет:

Отправить комментарий