Точка экологической тропы «Фитоаптека»

 Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

Старшая группа

Тема «В гостях у Айболита»

(точка экологической тропы «Фитоаптека»)

 


Задачи:

- развивать умения узнавать и называть 5–7 видов лекарственных растений и их свойств; помочь раскрыть детям значение растений в жизни человека, их роль для его здоровья;

- формировать познавательный интерес к растениям и их лечебным свойствам; развивать интерес к природе, умение правильно пользоваться её дарами;

- обогащать словарный запас детей; развивать умение детей составлять развернутые  предложения, отвечая на вопросы; побуждать детей к ведению диалога и умение обосновывать свой ответ.

- воспитывать любовь к родному краю, желание беречь его природные богатства; учить детей сопереживать и сочувствовать, откликаться на просьбу о помощи.

Предварительная работа: чтение рассказов, легенд о растениях; наблюдение в природе за деревьями, кустами, травами; рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, загадок о лекарственных растениях.

Оборудование: карта растительного мира Беларуси; предметные картинки с изображением лекарственных трав, лесных и садовых ягод; прозрачные коробочки с травами; краски, кисточки, стаканчики с водой (для каждого ребёнка); мягкие игрушки – животные.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться на ковре-самолёте в путешествие. При посадке они находят карту Беларуси и рассматривают  её, педагог  рассказывает о богатствах нашей земли, о том, чем славится Беларусь (полезные ископаемые, большие города, зелёные леса, трудолюбивые люди) и предлагает поговорить о растительных богатствах нашей земли.

Дети встречают доктора Айболита, который собирает лекарственные растения. Дети спрашивают у Айболита: «Какие  растения являются лекарственными?». Доктор Айболит предлагает отгадать загадки:

Я не охотник, не злодей,

Я сам готов лечить людей,

Меня же вдруг назвали так,

Что будто я зверям всем враг!

Пришло же в голову людей,

Что я — убийца всех зверей!

Неправда это! Всё не так!

Я — друг живущим, а не враг!(Зверобой)

Растет под забором.

До чего же злющий норов,

А пожаловала в щи –

До чего же хороши! (Крапива)

Вы его прекрасно знаете,

На дорожках повстречаете.

Он для всех, как добрый друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

То растение - сухоцвет :

Простоит немало лет,

И ему не надо "метрик" –

Потому что он ... (Бессмертник).

«Кошачья травка» -

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку(Валериана)

Коль дитя вдруг простудилось,

Горло сильно воспалилось, 

Мама даст ребёнку в чашке

Чай из цветиков...(Ромашки)

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы,

Простынь в ёрзанье измята –

Выпей чай из листьев ...(Мяты)

Хороша трава –

Красная голова:

И мёду подарит,

И чайку заварит. (Иван-чай)

Трава – сродни петрушке, Зонтик на макушке,

Нужна та травка пекарю,

А также и аптекарю. (Тмин)

Растёт у речки,

Братишка гречки.

Только с горчинкой,

Только с перчинкой;

Он боль потушит

И порез подсушит. (Горец птичий, или спорыш, или птичья гречиха)

Это прозвище недаром

У красивого цветка.

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет… (Медуница)

От усталости и хвори

Помогает нам…

Если кто-то захандрит,

Чай с …взбодрит.

Стебель, лист, цветы и корень

Щедро дарит нам… (Цикорий)

 

После отгадывания детьми загадки о растении, педагог размещает на доске карточку с его изображением.

Вопросы к детям:

·         Как можно назвать все эти растения одним словом? (Лекарственные, целебные, зелёная аптека).

Дидактическая игра «Что лишнее?»

(на классификацию растений).

Воспитатель произносит ряд названий растений, дети определяют лишнее слово, поясняя свой выбор.

·         Дуб, берёза, тополь, бессмертник.

·         Зверобой, ромашка, клён, крапива.

·         Мята, калина, подорожник, цикорий.

Подходит ребёнок в шапочке ягоды – малины. Он задаёт  детям вопросы.

- Чем полезна малина? (Дети рассказывают).

·   - Какие ещё вы знаете садовые и лесные ягоды? (Смородина, калина, облепиха, боярышник, шиповник).

·         Приготовьте, пожалуйста, чай из какой-либо полезной ягоды и расскажите о нём и его пользу.

Игра «Приготовь чай»

Каждый ребёнок выбирает себе карточку с изображением определённой ягоды и закрашивает воду в стаканчике краской соответствующего цвета. Затем, рассказывает о своём «чае» и его лечебных свойствах.

Варианты ответов детей:

Я приготовил чай из облепихи. Он витаминный и полезный.

Когда я болею, мама и бабушка дают мне чай из малины. Он ароматный, сладкий и даёт мне силы выздоравливать.

Тому, кто простудился, предлагаю пить чай из калины. Он полезный и лечебный.

Игровая ситуация «Поможем вылечить зверей»

Доктор Айболит  предлагает детям рассмотреть образцы настоящих лекарственных растений из зелёной аптеки нашей земли. (Дети рассматривают прозрачные папки с лекарственными травами). Эти лекарственные растения помогут вылечить заболевших зверей.

Что же с ними случилось? (Читает детям знакомое стихотворение, держа в руках игрушку. Потом передаёт её ребёнку, который хочет дать «больному» совет, показывая целебное растение. Затем  берёт в руки следующую «заболевшую» игрушку).

Доктор Айболит:

Ловкий щенок – футболист захворал,

Поранил он лапку, но гол забивал.

Чем рану помазать, скажите скорей?

Ребёнок:

Помой подорожник, листок приложи.

Когда по дороге ты будешь идти,

Такой подорожник сам сможешь найти!

Доктор Айболит:

Вот обезьянки ягод зеленых наелись,

Животики, видите ли, у них разболелись.

Обеспокоенная очень обезьянка - мать,

Не знает, как детей своих спасать.

Ребенок:

Зверобоя отваром их надо поить,

И будут здоровы тогда обезьянки.

 

Проблемный вопрос: Почему нельзя есть недозрелые, немытые, незнакомые ягоды? (Дети рассуждают, обосновывая свой ответ).

 

Доктор Айболит:

В лесу зайчонок от лисы убежал,

забежал в норку, на пол упал.

Запыхался, бедный, лежит и дрожит:

Ой, трясутся лапки! Ой, сердце болит!

Ребенок:

А ты, бедный, попей валерианы -

И сердце у тебя болеть перестанет,

И нервы тебе успокоит она, -

Это очень полезная трава, душистая.

Доктор Айболит:

Не слушался маму, не слушался папу,

                       Поэтому и простудился маленький Лисенок.

                       Закутано горло, закутанные ножки, -

                       Весь день пришлось лежать в постели.

Ребенок:

При простуде обычно пьют из малины и липы чай.

 

Воспитатель приглашает детей вновь рассмотреть карту Беларуси. Дети вспоминают стихи:

Зеленая аптека лежит вокруг,

Зеленый холм и зеленый луг,

Зеленые сады, леса и поля -

Вот наша родная, родная земля

 

Смотрю на леса, на луга и поля ...

Это и есть родная земля.

Тут мята, ромашка, и мак, зверобой -

Все это край мой родной!

В конце занятия дети вместе с доктором Айболитом  пьют чай из ягод и трав.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий