Экологическая экскурсия к водоёму
для детей старшего дошкольного возраста
(точка экологической тропы «Водоём»)
- формировать у детей
представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни
животных, живущих в пруду и вокруг него, о сообществе водных и наземных
растений и животных в районе близлежащего водоема;
- развивать умение характеризовать сезонные изменения в мире растений: весной появляются необходимые условия для роста растений, набухают почки, появляются листья, трава,
- закреплять знания о
типичных представителях животного и растительного мира близлежащей к детскому
саду территории;
- воспитывать ответственность за окружающую природу; формировать эстетическое восприятие образов природы.
Предварительная
работа к экскурсии: беседа по правилам дорожного движения и поведения в природе, рассматривание
иллюстраций «Обитатели водоемов».
Воспитатель
предварительно посещает водоём для выяснения безопасного маршрута и уточнения,
за кем из обитателей дети смогут наблюдать.
Ход экскурсии:
Воспитатель. Сегодня мы с вами, дети,
отправляемся в поход. Вы взяли с собой рюкзачки со всем необходимым.
(Перечисляют и проверяют самостоятельно или друг у друга.) Что еще мы с собой
возьмем? Внимательные глазки возьмем? (Да!) Для чего нам понадобятся
внимательные глазки в походе? (Чтобы увидеть много интересного и удивительного
в природе, чтобы запомнить все новое и необычное…) Для чего нам пригодятся
внимательные ушки? Чуткий носик? (Чтобы послушать песни птиц, весеннее
пробуждение насекомых.Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха, ароматы трав,
листьев и т. д.) С каким настроением мы отправимся в поход? (С хорошим,
доброжелательным настроением.) Мы должны улыбнуться всему живому,
поприветствовать весну. Готовы? Вперед!
Первая
остановка — «газон»
(около перекрестка проезжей дороги).
Воспитатель. Видите ли вы тут птиц? Насекомых?
Почему в таких местах бывает мало живых существ? (Перекресток, гул машин,
выхлопные газы, вибрация…) Все это пугает животных, птиц, насекомых.
Больше всего к такому шуму привыкли голуби. Где они живут? (Под крышами домов.)
Остальным птицам неуютно в шумных местах, они ищут более тихие, экологически
чистые места. Где поблизости есть такое место? (Парк, сквер, зеленые дворы.)
Продолжим наш поход. А по дороге вы обратите внимание, какие растения на
газонах встречаются чаще?
Вторая остановка
— «Водоем».
Воспитатель. Как называется этот водоем: река,
пруд, ручей, озеро? В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая,
т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода
спокойная, движется от дуновения ветра. Постойте и полюбуйтесь, как красиво
блестит на солнце поверхность воды. На что она похожа? (Стекло, зеркало.)
Что там отражается? (Облака, небо, птицы, деревья.)
Закройте глаза,
послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее журчание. Почему в народе
ручей называют «говорливый»? Какие берега у нашего водоема? Найдите место,
откуда поверхность воды видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более
безопасный, пологий? Где можно нам подойти к воде? Присядем на корточки и
потрогаем воду одной рукой — какая вода? Можно ли пить воду из водоемов?
Почему? Почему в воде так много растений? Как они называются? (Водоросли.) Для
чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей
водоема.)
Игра
«Внимательные глазки».
Воспитатель. Кто внимательный, тот заметит
обитателей водоема. Позовите других детей, покажите вашу находку всем. Можно ли
брать их в руки? Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих
обитателей. Дети находят лягушек, жуков-водомерок, катушки и др.
Воспитатель. По поверхности воды быстро, как по
гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на
средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то
усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это
насекомое приспособилось для жизни на водоеме! Как движется на поверхности воды
жук-вертячок? Он вертится! Его тело серебрится на солнце и теряется в блеске
воды. Пока еще весенним утром бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на
водных растениях.
У берега под
водой (уже к концу весны) видны стайки мальков рыб и головастики. На берегу мы
можем найти много пустых раковин прудовиков! Катушки живут на дне, а прудовики
держатся среди листьев и стеблей водных растений. Прудовики питаются водными растениями,
а катушки — илом и водорослями. Кому пригодятся их пустые раковины? (В
них прячутся другие животные, насекомые.) У берега еще можно найти пустые
домики ручейников. Это самые активные строители: если их осторожно вытащить из
домиков и посадить в банку с прудовой водой, то они будут строить домики из
любого материала — бумаги, спичек, бисера…
Головастики —
это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других
насекомых. Кто из вас видел лягушек-квакушек? Они полезны? Взрослые
лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и
оводов. Их головастиками питаются многие рыбы и птицы. Каких водоплавающих птиц
вы знаете? (Утки, гуси, лебеди.) Какие птицы еще любят водоемы? Аисты, цапли,
совы, чайки и даже вороны любят лакомиться лягушками. Многие животные питаются
взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек и некоторые
пушистые звери: норка, выдра, барсук. Теперь ответьте, хорошо ли убивать
лягушек, пугать и прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания? Сумеете ли
вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек? Покажите, как
прыгают лягушки! Как кричат? Послушайте стихотворение А.Барто «Лягушата»:
Пять зеленых
лягушат
В воду
броситься спешат —
Испугались
цапли!
А меня они
смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни
капли!
Воспитатель. Какие напоминающие знаки вы хотели
бы оставить на этом берегу водоема?
Пластическая
игра «Волна»
Дети становятся
в круг, берутся за руки и образуют дугу из поднятых рук. Постепенно
опускают дугу в тот момент, когда следующая пара начинает поднимать руки. Таким
образом получается волна. Дети располагаются на привале. Воспитатель предлагает
ответить на вопросы:
- Почему в народе говорят: «Срубил
кусты — прощайся с птицами»?
- Какую птицу люди называют
«санитаром» леса? (Дятел лучше всех птиц очищает деревья от вредных насекомых.)
- Каких насекомых люди называют
«санитарами» леса, парка? (Муравьи тоже избавляют деревья от разнообразных
личинок, которые портят кору и стволы.)
- Со временем прибрежные травы и
кустарники сильно разрастаются, занимают берега и водную гладь. Что делает
человек, чтобы спасти водоемы? (Очищает водоемы, выкапывает со дна ил и
использует его как хорошее питание для других растений.)
- Какие напоминающие знаки мы оставим
на берегу водоема? («Не сори!», «Не пей воду!», «Нельзя бросать мусор и камни в
воду!» и т. п.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий