Точка экологической тропы «Водоём» (экскурсия)

 Экологическая экскурсия к водоёму

для детей старшего дошкольного возраста

(точка экологической тропы «Водоём»)



Задачи:

- формировать у детей представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни животных, живущих в пруду и вокруг него, о сообществе водных и наземных растений и животных в районе близлежащего водоема;

- развивать умение характеризовать сезонные изменения в мире растений: весной появляются необходимые условия для роста растений, набухают почки, появляются листья, трава, 

- закреплять знания о типичных представителях животного и растительного мира близлежащей к детскому саду территории;

- воспитывать ответственность за окружающую природу; формировать эстетическое восприятие образов природы.

Предварительная работа к экскурсии: беседа по правилам дорожного движения и поведения в природе, рассматривание иллюстраций  «Обитатели  водоемов».

Воспитатель предварительно посещает водоём для выяснения безопасного маршрута и уточнения, за кем из обитателей дети смогут наблюдать.

Ход экскурсии:

Воспитатель. Сегодня мы с вами, дети, отправляемся в поход. Вы взяли с собой рюкзачки со всем необходимым. (Перечисляют и проверяют самостоятельно или друг у друга.) Что еще мы с собой возьмем? Внимательные глазки возьмем? (Да!) Для чего нам понадобятся внимательные глазки в походе? (Чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе, чтобы запомнить все новое и необычное…) Для чего нам пригодятся внимательные ушки? Чуткий носик? (Чтобы послушать песни птиц, весеннее пробуждение насекомых.Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха, ароматы трав, листьев и т. д.) С каким настроением мы отправимся в поход? (С хорошим, доброжелательным настроением.) Мы должны улыбнуться всему живому, поприветствовать весну. Готовы? Вперед!

Первая остановка — «газон» (около перекрестка  проезжей дороги).

Воспитатель. Видите ли вы тут птиц? Насекомых? Почему в таких местах бывает мало живых существ? (Перекресток, гул машин, выхлопные газы, вибрация…) Все это пугает животных, птиц, насекомых.  Больше всего к такому шуму привыкли голуби. Где они живут? (Под крышами домов.) Остальным птицам неуютно в шумных местах, они ищут более тихие, экологически чистые места. Где поблизости есть такое место? (Парк, сквер, зеленые дворы.) Продолжим наш поход. А по дороге вы обратите внимание, какие растения на газонах встречаются чаще?

Вторая остановка — «Водоем».

Воспитатель. Как называется этот водоем: река, пруд, ручей, озеро? В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода  спокойная, движется от дуновения ветра. Постойте и полюбуйтесь, как красиво блестит на солнце поверхность воды. На что она похожа? (Стекло, зеркало.) Что  там отражается? (Облака, небо, птицы, деревья.)

Закройте глаза, послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее журчание. Почему в народе ручей называют «говорливый»? Какие берега у нашего водоема? Найдите место, откуда поверхность воды видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более безопасный, пологий? Где можно нам подойти к воде? Присядем на корточки и потрогаем воду одной рукой — какая вода? Можно ли пить воду из водоемов? Почему? Почему в воде так много растений? Как они называются? (Водоросли.) Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей водоема.)

Игра «Внимательные  глазки».

Воспитатель. Кто внимательный, тот заметит обитателей водоема. Позовите других детей, покажите вашу находку всем. Можно ли брать их в руки? Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих обитателей. Дети находят лягушек, жуков-водомерок, катушки и др.

Воспитатель. По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось для жизни на водоеме! Как движется на поверхности воды жук-вертячок? Он вертится! Его тело серебрится на солнце и теряется в блеске воды. Пока еще весенним утром бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на водных растениях.

У берега под водой (уже к концу весны) видны стайки мальков рыб и головастики. На берегу мы можем найти много пустых раковин прудовиков! Катушки живут на дне, а прудовики держатся среди листьев и стеблей водных растений. Прудовики питаются водными растениями, а катушки — илом и водорослями.  Кому пригодятся их пустые раковины? (В них прячутся другие животные, насекомые.) У берега еще можно найти пустые домики ручейников. Это самые активные строители: если их осторожно вытащить из домиков и посадить в банку с прудовой водой, то они будут строить домики из любого материала — бумаги, спичек, бисера…

Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других насекомых.  Кто из вас видел лягушек-квакушек? Они полезны? Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Их головастиками питаются многие рыбы и птицы. Каких водоплавающих птиц вы знаете? (Утки, гуси, лебеди.) Какие птицы еще любят водоемы? Аисты, цапли, совы, чайки и даже вороны любят лакомиться лягушками. Многие животные питаются взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек и некоторые пушистые звери: норка, выдра, барсук. Теперь ответьте, хорошо ли убивать лягушек, пугать и прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания? Сумеете ли вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек? Покажите, как прыгают лягушки! Как кричат? Послушайте стихотворение А.Барто «Лягушата»:

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат —

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Воспитатель. Какие напоминающие знаки вы хотели бы оставить на этом берегу водоема?

Пластическая игра «Волна»

Дети становятся в круг, берутся за руки  и образуют дугу из поднятых рук. Постепенно опускают дугу в тот момент, когда следующая пара начинает поднимать руки. Таким образом получается волна. Дети располагаются на привале. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

- Почему в народе говорят: «Срубил кусты — прощайся с птицами»?

- Какую птицу люди называют «санитаром» леса? (Дятел лучше всех птиц очищает деревья от вредных насекомых.)

- Каких насекомых люди называют «санитарами» леса, парка? (Муравьи тоже избавляют деревья от разнообразных личинок, которые портят кору и стволы.)

- Со временем прибрежные травы и кустарники сильно разрастаются, занимают берега и водную гладь. Что делает человек, чтобы спасти водоемы? (Очищает водоемы, выкапывает со дна ил и использует его как хорошее питание для других растений.)

- Какие напоминающие знаки мы оставим на берегу водоема? («Не сори!», «Не пей воду!», «Нельзя бросать мусор и камни в воду!» и т. п.)

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий